Морская якорная гальваноударная мина образца 1908 г.

 IMG2020111615501.jpg


 

Морская якорная гальваноударная мина образца 1908 г. конструкции П.П. Киткина производилась минно-торпедной мастерской Обуховского сталелитейного завода. Корпус представлял собой шар, изготовленный из листового железа. В качестве взрывчатого вещества вместо пироксилина стал использоваться тротил. Предохранитель размещался в крышке единственной монтажной горловины вверху мины, пять гальванических свинцовых колпаков размещались по периметру корпуса мины. Каждый колпак содержал в себе сухую угольно-цинковую батарею с электролитом в стеклянной ампуле – «склянке». При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, «склянка» разбивалась, электролит вытекал и активировал батарею. Ток от батареи поступал на запальное устройство и воспламенял детонатор. Тележка, установленная на 4 ролика, выполняла ещё и роль якоря. Для удержания мины при качке были предусмотрены рельсовые захваты. Мина была оборудована противотральными патронами. Для постановки мины на заданную глубину использовался автоматический штерто-грузовой способ, предложенный еще в 1882 г. лейтенантом Н.Н. Азаровым – выдающимся новатором минного дела в отечественном флоте.

После постановки путем сбрасывания в воду она, освободившись от якоря, всплывала на установленную длину минрепа – троса для удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды и становилась на боевой взвод.

Мина успешно применялась в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника. Для постановки активных минных заграждений применялись надводные корабли всех классов, а также вспомогательные суда и плавсредства. На Балтике уже 8 июля 1941 года на этих минах погибли немецкие минные заградители «Прейсен», «Ганзештадт» и «Танненберг». Противник понес от морских мин существенные потери. Так, только на Балтийском море за годы войны было уничтожено 382 немецких транспортных судна общим тоннажем почти 1млн тонн. Из них – 66 (16,2%) уничтожено посредством мин.

Конструкция мины оказалась настолько удачной, что, после незначительной модернизации в 1939 г., она находилась на вооружении отечественного флота вплоть до середины 1960-х годов.

Тактико-технические характеристики:

масса заряда взрывчатого вещества – 115 кг;

взрыватель — 5 гальваноударных колпаков с электрическим запалом;

масса мины с тележкой-якорем – 602 кг;

предохранительное устройство — соляной (сахарный) разъединитель; наименьшая глубина постановки — 15 метров;

наибольшая глубина постановки — 110 метров;

время приведения в боевое положение – 10-15 минут.