100 лет выпуска первого отечественного гусеничного трактора на Обуховском заводе
Даты провведения: 16 апреля 2019 - 19 сентября 2019

Организация тракторостроения на Обуховском заводе началась в непростое время. После октябрьских событий 1917 года, управление казённым Обуховским заводом перешло в руки Контрольного Совета в составе 12 человек, председателем которого стал А.А. Антонов (первый "красный директор" завода). После издания декрета "Об аннулировании военных заказов", из-за нехватки топлива, сырья и продовольствия 22 декабря 1917 года Обуховский завод остановился. 28 января 1918 г. все рабочие, почти 11 тысяч человек – рассчитаны.

75 дней бездействовал завод. Лишь в конце февраля было принято решение об изменении его профиля. Бывший артиллерийский завод перестраивался для нужд транспорта и сельского хозяйства. Обуховскому заводу было поручено наладить производство гусеничных тракторов, ремонт 200 паровозов и нескольких тысяч товарных вагонов; изготовление рессор, подшипников и других запасных частей для подвижного состава, 25 тысяч плугов и металлических частей для молотилок общим весом 4 тысячи пудов. Для выполнения всех этих заказов в марте 1918 г. завод получил 25 тысяч пудов угля и нефти, 60 тысяч кубометров дров.

Вновь было принято около 4 тысяч человек. Цеха переоборудовались на выпуск новой продукции. Но лишь после окончания Гражданской войны обуховцы смогли начать восстанавливать завод. Возродилось сталелитейное производство, была введена в строй мартеновская печь – первая на заводе и вторая в Петрограде.
Еще 26 декабря 1917 года остановленному заводу был выдан заказ на изготовление 2000 тракторов американской системы Holt 75 л.с. гусеничного типа. Этот заказ неоднократно пересматривался в сторону уменьшения, и в конечном счете составил 50 штук. Объясняется это, главным образом, профилем завода как артиллерийского.

В России тракторное производство было совершенно новым делом. Обуховскому заводу предстояло стать пионером тракторостроения в России.
Для организации тракторного производства в 1918 году на завод прислали трактор системы Holt. Трактор разобрали и приступили к выпуску чертежей. Но преодолев все трудности на заводе в августе 1919 г. были готовы три первых отечественных трактора.

В честь этого события в бывшем доме начальника завода, который был переименован во Дворец коммунистов, состоялся банкет с участием 345 рабочих и служащих завода, гостей от Наркомтруда, Петросовета и Областного совета народного хозяйства. Первые тракторы отправили на фронт.

После завершения гражданской войны в 1920г. возобновилось тракторное производство.. На первомайской демонстрации 1923 г. во главе колонны завода шёл новый гусеничный трактор. Летом того же года завод послал в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку трактор НР 75, который был удостоен почётного диплома I степени.

В 1922 году для военного ведомства были закуплены за границей гусеничные новые 5 ти тонные трактора той же фирмы Holt. Они предназначались для транспортировки артиллерийских орудий. Это были 40 сильные машины новой конструкции, не имеющие переднего направляющего колеса. Было принято решение один из тракторов передать заводу "Большевик" для освоения его производства. Летом 1924 года "Большевик" изготовил первый 5 т трактор мало чем отличающийся от американского оригинала. Проведённые испытания показали, что в эксплуатации советский трактор ни в чём не уступает американскому, и даже превосходит его в экономичном расходе горючего. Позднее трактор получил собственное имя "Большевик".

В основном эти трактора эксплуатировались военными. Они периодически проводили испытания тракторов и пробеги с участием машин иностранного производства и советских, в ходе которых трактора буксировали гружённые повозки или прицепы по пересечённой местности или дорогам с разными покрытиями. Все выходы машин из строя регистрировались и оценивались штрафными очками. Трактор «Большевик» показал высокую надёжность в работе, практически ни в чём, не уступая заграничной технике.

Завод выпускал трактор сериями до 100 штук в год до 1930 года. Они хорошо себя показали при эксплуатации в артиллерийских, стрелковых, танковых полках, в инженерных частях и в частях аэродромного обслуживания. В 1930 году в связи с загрузкой завода производством танков тракторостроение на заводе "Большевик" было прекращено. В эксплуатации трактора находились почти до начала Великой Отечественной войны.