Обуховский сталелитейный и орудийный завод
АО "Обуховский завод" был основан 4(16) мая 1863г., когда между Товариществом на паях – П.М.Обухов, Н.И.Путилов, С.Г.Кудрявцев и Морским министерством был заключен контракт о строительстве завода на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском.
Указом от 31 мая (12 июня)1863 г. император Александр II повелел передать необходимую часть земли, бывшей Императорской Александровской мануфактуры, располагавшейся на 12 версте от г. Санкт – Петербурга на берегу Невы, со всеми находящимися на нем жилыми зданиями и строениями Морскому министерству, для содействия частным лицам к устройству в окрестностях Санкт-Петербурга сталелитейного завода, для изготовления нарезных орудий, снарядов и вообще стальных изделий для флота: «…предприятие это в случае успеха должно иметь государственное значение относительно вооружения крепостей и постройки броненосных судов…».
Назван завод в честь русского ученого-металлурга П.М.Обухова, который изобрел свой способ производства литой стали для изготовления артиллерийских орудий. Создание завода было вызвано еще и необходимостью перевооружения армии и флота стальными орудиями после поражения России в Крымской компании 1853-56 гг. и освобождением от иностранной зависимости в деле обороны государства. Строился он с большим размахом, 5 (17) мая 1863 г. начата была шурфовка почвы в целях отыскания места для установки молотов. 15 (17) апреля 1864г. была произведена первая плавка весом в 294 пуда. Из этой стали изготовили 7 болванок для 4 фунтовых орудий, а 30 апреля (12 мая) в присутствии императора Александра II отлита болванка для 8 фунтовой пушки. Потребовалось менее года, чтобы завод начал работать и производить продукцию. Недостаток средств заставил членов Товарищества взять ссуду у Морского министерства для закупки новейшего оборудования заграницей с условием введения контроля над деятельностью ОСЗ до погашения долга. Для этого было создано Правление и назначен начальник завода капитан-лейтенант А.А.Колокольцов. После смерти С.Г.Кудрявцева и П.М.Обухова, отходе от дел Н.И.Путилова Товарищество – de facto - перестало существовать.
К началу 1870-х годов на ОСЗ работали: тигельная, сталелитейная, молотовая, чугунно-литейная, пушечно- отделочная мастерские, кузница, лаборатория, газовый завод и дровосушилка. Количество рабочих составляло более 300 человек. Основное ядро рабочих кадров составляли сталевары из Златоуста, кузнецы, оружейники, привезенные П.М.Обуховым с Урала. Целая артель литейщиков обучалась на арендованном Н.И.Путиловым, заводе «Аркадия» (располагался на Обводном канале, ныне на его месте располагается экскаваторный завод), чтобы после ввода литейной мастерской сразу приступить к работе. Строительные и подсобные работы выполнялись бывшими рабочими Александровской мануфактуры и крестьянами Рыбацкого, Мурзинки, Усть-Славянки, и других деревень. Здания, доставшиеся от Александровской мануфактуры, были приспособлены под мастерские и квартиры для служащих и мастеровых. Некоторые из этих зданий сохранились до нашего времени, являясь памятниками промышленной архитектуры начала XIX века, и состоят под государственной охраной( лазарет, льнопрядильная мастерская, инвалидный корпус, казармы для солдат инвалидных рот и др.). ОСЗ стал преемником Александровской мануфактуры не только географически, но и технически, внеся немалый вклад в развитие науки и техники России - первая металлографическая лаборатория в стране; первая оптико-механическая промышленная мастерская; первый отечественный гусеничный трактор; первый авиационный мотор; первые серийные танки и многое другое, что впервые было создано в мастерских ОСЗ. Благодаря отличному качеству Обуховской стали, на ОСЗ, кроме артиллерийских орудий различных систем и калибров для армии и флота (от 4 дм. до16 дм.) было налажено производство: колес, шин, осей, для ж.д. России; броневых плит для судов; хирургических, чертежных и слесарных инструментов; валов для паровых машин судов (форштевней и ахтерштевней для броненосцев); ружейных стволов и магазинных коробок для винтовки системы ”Бердана”; торпед и мин ( с 1886г.).
Кроме того, Обуховская сталь поставлялась за границу в Англию и Германию, т.к. по качеству не уступала заграничной, но была в несколько раз дешевле. В год празднования 10-летия со дня основания ОСЗ было изготовлено именное холодное оружие для императора Александра II и членов временного артиллерийского комитета, способствовавших основанию и развитию предприятия: Вел. Князю Константину Николаевичу, управляющему Морским министерством генерал-адъютанту Н.К. Краббе.
В связи с истечением срока контракта и нежеланием Морского министерства отдавать обратно в частное владение рентабельное предприятие, в 1885г. Указом императора Александра П Обуховский сталелитейный завод с 1 февраля 1886г. был передан в казну с выкупом акций у владельцев. К этому времени ОСЗ считался отлично оснащенным предприятием.
Одной из причин успешного развития завода, было то, что при переходе в казну ОСЗ остался существовать на коммерческой основе. (т.е. существовать на собственные средства, полученные за изготовленную продукцию). Это давало большую свободу действий начальнику завода, для улучшения и расширения деятельности предприятия. ОСЗ не жалел средств на установку новейшего оборудования, постройку новых мастерских и расширения старых, на командировку лучших инженеров и техников за границу для изучения новейших способов выплавки стали; производства орудий; новых конструкций машин и станков; покупку земли для расширения своей территории.
В 1898 году была куплена земля у Его Императорского Величества принца Петра Георгиевича Ольденбургского на правом берегу Невы в количестве 50 десятин для устройства заводского полигона. Там было построено каменное здание с водоподъемной башней, электрической станцией (архитектор Ф.Ф. Лумберг, 1898-99гг.) и установлен подъемный кран. В 1904 году к ОСЗ был присоединен Александровский сталелитейный и рельсопрокатный завод. В 1905г. в бывшей снарядной Александровского завода была основана оптико-механическая мастерская по инициативе капитана Я.Н.Перепелкина и при поддержке начальника завода генерал-лейтенанта Г.А.Власьева, которая положила начало промышленного оптического производства в России. Консультантами были приглашены профессор А.Н.Крылов и А.Л.Гершун. Мастерская выпускала прицелы, бинокли, водомеры, стереотрубы и другие оптические приборы. Через год в 1906г. оптические приборы, изготовленные и сконструированные на ОСЗ,, получили Золотую медаль на Всемирной оптической выставке во Франции в г. Бордо.
На рубеже 19 и 20 веков на ОСЗ работало около 4000 человек. Точную цифру назвать трудно, т.к. число рабочих и служащих менялось ежегодно: 1896/1897гг - рабочих насчитывалось 3270 чел., инженеров, техников и служащих 250 чел.; 1914г. – 4500 чел. рабочих и более 300 чел. инженеров, техников и служащих; В 1916г. -9.602 чел.- рабочих, 664- чел. инженеров, техников и служащих.
При заводе имелись: Каменная церковь Св. Апостола Павла (архитекторы А.Д. Захаров и Анисимов, 1826г., не сохранилась); училище с 3-х годичным курсом обучения на 190 человек; школа для детей рабочих; библиотека для техников и служащих завода и читальня для рабочих; хор и оркестр, для рабочих устраивались спектакли и концерты: зимой катания с горок и каток: летом в заводском саду по воскресным дням играла музыка; здание «Общество потребителей Обухоского завода»; баня на 600 человек; больница с амбулаторией на 120 мест; дома для рабочих.
В конце ХIХ века рабочие ОСЗ были переведены с повременной оплаты на сдельную, рабочий день уменьшен с 11,5 часов до 10 час., в предпраздничные дни до 8 часов.
Но в начале 1900-х гг. была уменьшена сдельная оплата труда рабочих, это стало одной из причин стачки, получившей название Обуховская оборона.
Поводом послужило увольнение рабочих ОСЗ не вышедших на работу 1 мая 1901г. и принявших участие в манифестации. 7(20) мая рабочие ОСЗ прекратили работу и потребовали от начальника завода вернуть уволенных рабочих, увеличить оплату труда, установить * часовой рабочий день, уволить помощника начальника завода А.А. Иванова, жестоко обращавшегося с рабочими и вернуть прежние расценки за выполненную работу .Начальник завода Г.А.Власьев выйдя к рабочим, объявил, что не имеет права выполнить все их требования без согласования с Морским ведомством и уехал в министерство. Его помощник А.А.Иванов своими угрозами и криками только накалил обстановку. Масса рабочих двинулась к проходной завода, Охрана и сторожа попытались их остановить. Кто-то из рабочих выхватил нож и нанес несколько ножевых ранений одному из сторожей. Толпа мастеровых очутилась на Шлиссельбургском тракте, где опустила шлагбаумы, перекрыв проезд конок и экипажей. Вызванные войска и по произвели несколько залпов из ружей, в ход пошли нагайки. Рабочие отбивались камнями. Были убиты несколько человек, в том числе один ребенок и несколько прохожих.
На поддержку обуховцев попытались прорваться рабочие других фабрик и заводов Невской заставы, но были остановлены войсками у Скорбященской церкви на Шлиссельбургском тракте. Арестовали около тысячи рабочих, большая часть которых была вскоре выпущена, лишь 120 - были предъявлены обвинения. Порядок на заводе и тракте был восстановлен лишь к вечеру. За участие в стачке 27 человек были осуждены, 10 чел. – оправданы.
В 1931г. в честь 30-летия Обуховской обороны часть Шлиссербургского тракта (проспект села Александровского) был переименован в проспект « Памяти Обуховской обороны».
В 1954 году весь проспект - от Александро-Невской лавры до села Рыбацкого - получил название проспект Обуховской обороны.
Но ОСЗ несмотря ни на что продолжал успешно развиваться, что подтверждали высшие награды выставок: Парижской в1867г. в 1867г, всероссийской в СПб 1870г., Московской 1872г., Венской 1873г., Филадельфийской 1876г., Московской Политехнической 1882г., Чикагской 1893г., Нижегородской 1996г.,Парижской 1900 (Grand prix) , Московской Лиги обновления флота 1908г. В дипломе 1 степени (высшая награда выставки) проходившей в СПб было написано: « За водворение в короткое время производства стальных орудий, валовую их выделку, и рациональное ведение дела на научных началах, за отличное качество стальных осей и шин паровозных и колесных и за почин в деле выпуска железнодорожных вагонных колес хороших качеств и умеренных цен признан достойным употребления Обуховским заводом на вывесках и изделиях изображения Государственного герба».
В 1908г. указом императора Николая II за вклад в развитие ВМФ России ОСЗ вместе с другими заводами морского министерства (Ижорским, Балтийским, Адмиралтейским) получил право иметь собственный флаг (упразднен в январе 1918г.).
Развитие завода было достигнуто еще и благодаря использованию современных данных науки того времени и таланта инженеров, техников и мастеровых, работавших на предприятии: Д.К. Чернова, В.Н. Калакуцкого, А.А. Ржешотарского, В.И. Колчака, А.А. Колокольцова, В.П. Келейникова и многих других.
В 1913 году, празднуя свой 50-летний юбилей, ОСЗ считался одним из крупнейших орудийных и сталелитейных предприятий не только России, но и Европы, став главным конкурентом немецкой фирмы Круппа и английской Армстронга. За этот период на заводе было изготовлено более 90% вооружения для ВМФ и более 50% для сухопутной армии.
Кроме того, на ОСЗ были изготовлены металлические конструкции для Пулковской обсерватории, авиационные двигатели для первого отечественного самолета А.Ф.Можайского.
Здесь же отливали и памятник императору Александру III, открытый 23 мая 1909 года.
В официальном отчете по поводу юбилея говорилось: « ОСЗ развивался с поразительным успехом, приобрел европейскую известность и огромное государственное значение…».
Революционные события 1917 г. перевернули сложившиеся устои и порядок. В 1918 г. начальник завода был отстранен, руководство завода было поручено Коллегии по Управлению ОСЗ и лишь в 1920 г. было введено единоличное управление.
В 1922 г. (4 ноября) ОСЗ был переименован в Петроградский Орудийный Оптический и Сталелитейный завод «Большевик» и лишь в 1992 г. (70 лет спустя ) ему вернули историческое имя «Государственный Обуховский завод».
Гражданская война, разруха, голод стали серьезным испытанием для завода. Но, несмотря на все трудности и испытания завод работал и выпускал продукцию. В1919г. был изготовлен первый отечественный гусеничный трактор; 1923г.- первый отечественный авиационный мотор; в 1927г. начался выпуск первого серийного танка МС-1. В 1920-1930 гг. завод принимал участие в строительстве и оснащении Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов; делал тюбинги для первых станций Московского метро; первые звезды с вкраплениями самоцветных камней для Кремля и каркасы для рубиновых звезд. Конструкторское бюро завода спроектировало несколько десятков артиллерийских систем крупного калибра, которые под индексом «Б» (по наименованию завода «Большевик») выпускались крупными сериями и сыграли большую роль в обороне Ленинграда и победе в Великой Отечественной войне.
В годы ВОВ завод изготавливал орудия, железно-дорожные, артиллерийские установки, ремонтировал военную технику. Инженеры и рабочие, находившиеся в эвакуации на Урале и Сибири, стали ведущими специалистами на нескольких заводах в тылу страны. «Все для фронта - все для победы » таков был девиз для каждого работника предприятия. В период блокады Ленинграда от голода и бомбежек погибло более 4 тыс. рабочих и служащих. Несколько тысяч - за самоотверженный труд награждено орденами и медалями; 7 человек: А.Г. Свердлов, А.Ф. Африканов, В.Г. Владысев, И.И. Ильин, А.Ф. Клубов, Н.Н. Захаров, М.С. Комельков - удостоены звания «Герой Советского Союза», а сам завод - за выпуск продукции для фронта награжден орденом Красного Знамени.
Военная продукция уступила место мирной, продолжая традиции 1920-х годов в изготовлении сельскохозяйственной техники был налажен выпуск барабанов для кукурузных машин; деталей для ремонта тракторов; борон. Кроме того, в 1948 г. был освоен выпуск первых нефтекачалок в стране; возобновлено изготовление тюбингов, проходческих щитов и деталей эскалаторов для Московского, и Ленинградского метрополитенов; оборудование для атомных электростанций и орбительного космического корабля «Буран».
За высокие достижения в труде, научно- технические изобретения 12 работников предприятия были удостоены звания «Герой Социалистического Труда»: расточник К.Ф.Добышев; нагревальщик А.Н. Мясников; слесарь – сборщик П.Н.Иванов, сталевар Г.Д.Егоров, зуборез И.С.Морозов, формовщик А.Ф.Скворцов, директор завода В.И.Привалов, сталевар В.А.Мамкин, токари: В.А. Кропоткин и Б. В. Тугеев, а 29 человек - стали Лауреатами Государственной премии.
Знамя предприятия украшают 6 орденов: два ордена Ленина (1939 и 1983гг), орден Октябрьской Революции (1970г), орден Красного Знамени (1945г), два ордена Трудового Красного Знамени (1963 и 1976гг).
В 2002 году в соответствии с Указом Президента РФ предприятие было включено в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
В 2003 году ФГУП «Государственный Обуховский завод» преобразовано в Открытое акционерное общество «ГОЗ Обуховский завод».
На современном этапе своего развития АО «Обуховский завод» является одним из ведущих предприятий военно-промышленного комплекса страны. В 2004 году в соответствии с Указом Президента РФ Обуховский завод внесен в список ста наиболее важных в стратегическом отношении предприятий России.
Наряду с выпуском гражданской продукции, в интересах атомной энергетики, гражданского судостроения и других отраслей промышленности, предприятие специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и обслуживании в эксплуатации различного рода систем вооружения и военной техники для нужд министерства обороны РФ.
За последние несколько лет на его базе построен и переоснащен Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО "Алмаз-Антей".
В настоящее время АО «Обуховский завод» – это уникальное многопрофильное машиностроительное предприятие, обладающее профессиональными кадрами, всеми видами технологий и оборудования необходимыми для изготовления сложных высокотехнологичных и наукоемких изделий.
Имея мощный производственный комплекс, собственное опытно-конструкторское бюро, широкие технологические возможности и развитую инфраструктуру позволяют предприятию выполнять полный цикл освоения и изготовления новой продукции: от разработки конструкторской документации до запуска в серийное производство. Сейчас завод переживает своё новое рождение – приобретая облик современного предприятия XXI века.